Есть некоторая идея, образ, активизация которой происходит практически мгновенно, поскольку в "спящем" неактивном состоянии уже присутствует на уровне определенных до поры до времени неактивных структур. Активизация бессознательных структур происходит по принципу "затравки" некоторого кристаллизационного материала в определенной заранее подготовленной информационной среде, необходимым условием которой является внутренняя готовность к принятию данной идеи. После этого идея распространяется самопроизвольно без дополнительного вмешательства. Но, как нетрудно заметить, все описанные явления не вписываются в подобную концепцию, поскольку речь идет не просто об активации некоторой до поры до времени "неактивной" идеи, а об универсальном, всеобъемлющем принципе информационного обмена, регулирующем поведение всех существ одного вида. Идея имеет тенденцию к распространению при превышении некоторого информационного объема- количества индивидов, которые этой информацией владеют или просто имеют определенную внутреннюю готовность к восприятию. При этом совершенно необязательным является требование к самой идеи, чтобы она носила некоторый всеобъемлющий и универсальный характер, в лучшем случае она может быть просто "спаянной" ассоциативно с некоторым архетипом. Чем и пользуются "промыватели мозгов" всех ступеней и рангов. А теперь о самом основном. Количество обезьян, овладевших определенным навыком, приближалось к 100. Этой цифры было достаточно для того, чтобы эти навыки сделались достоянием всей популяции обезьян. В случае эксперимента с людьми сюжет с распознаванием образов был показан по телевидению в одной стране, результат фиксировался в абсолютно другом регионе и другой этнической среде. О каком именно количестве "информированных" особей можно говорить в каждом конкретном случае с целью "тиражирования" идеи? Зависит ли эффект от количества осбей данного вида? Зависит ли это от специфики самой информации? Можно ли таким образом тиражировать идею смерти или деструкции целого народа, распространив художественные фильмы определенного содержания, если общество внутренне готово подобную информацию воспринять? Можно ли таким образом продвигать товар на рынок в условиях жесткой конкуренции? Просматривая определенные фильмы, газеты, журналы, WEB- сайты можно найти достаточно много полезной и нужной информации. Иногда просто поражаешься ее обилию, если речь идет о некоммерческих проектах. Кому и зачем это надо? Но наряду с информацией достаточно очевидной и понятной, часто в подобных публикациях содержится информация, мягко говоря, проблемная. Нетрудно заметить, что именно эти идеи авторы и пытаются "продвинуть", подобным образом сориентировав социум в нужном автору направлении. При превышении определенной "критической" массы, эти идеи уже в качестве очевидных фактов являются общечеловеческим достоянием. Причем независимо от того, слышали ли Вы когда-нибудь о чем-то подобном и как лично вы к этому относитесь.
Светлана Пискунова.
МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ
И
ФЕНОМЕН
"СОТОЙ ОБЕЗЪЯНЫ"