"НОУ-ХАУ". Ранняя детская аналитика и психосоматика

Составление индивидуальных программ здоровья на основании анализа базовых перинатальных матриц трансперсональной психологии с использованием элементов психоаналитических школ юнгианского и постфрейдиского направлений.

Классический ортодоксальный психоанализ З.Фрейда занимается детьми приблизительно со школьного возраста, либо с 3-4 лет при условии вовлечения в психоанализ родителей ребенка, что не всегда корректно и может существенно исказить результат. Как правило , к определенному возрасту завершается формирование структуры характера и стандартных моделей поведения. В результате подобного подхода многие конфликты детской души в конечном итоге способствуют формированию той или иной психопатологии или психосоматики , а сам психоанализ проблемы рассматривает ретроспективно.Считается ,что само по себе осознавания детской психологической травмы или конфликта способствует его разрешению, что далеко не всегда соответствует действительности.Между тем , существующая за рубежом школа Трансперсональной психологии пользуется абсолютно иным подходом решения многих проблем , считая травму рождения основной в формировании как основных черт характера , так и психопатологии. Используя методику т.н. голотропной терапии ,родоначальник направления С.Грофф на основании богатого клинического опыта пришел к выводу , что карта внутреннего пространства включает:а/перинатальный уровень психики, который относится к переживаниям, ассоциируемым с травмой биологического рождения б/трансперсональный,связывающий индивидуальную психику с юнговским коллективным бессознательным. В формировании нашей личности существенную роль играют особенности протекания беременности у матери, отклонение в ходе протекания родов.Во внутриутробном периоде мать и будущий ребенок связаны единой системой кровообращения , в связи с чем связь возникает на нервно-гуморальном уровне как проявление существования единой функциональной единицы. Стрессы , травмы , болезни матери отражаются не только на состоянии здоровья будущего ребенка, но и способствуют формированию той или иной психологической структуры личности. Роды , а особенно отклонения в их течении. способствуют формированию нарушений как на уровне телесных , так и на уровне психических функций . Подобное явление происходит в результате фиксации травмы биологического рождения в той или иной т.н. базовой перинатальной матрице. В процессе дальнейшей жизни существенную роль играют многие факторы социальной среды: получение материнской заботы, особенности кормления, динамика семейных отношений и т.д., способствуя формированию той или иной черты характера. Мы все являемся продуктом подобных стрессогенных воздействий и носим их с собою всю жизнь. Механизм подобных явлений достатогно известен: под влиянием определенной стрессогенной ситуации происходит формирование той или иной , но строго определенной психопатологии/ оральной , психопатической , шизоидной , мазохистской , фалло-нарцистической и истероидной структуры личности. /Подход ортодоксального психоанализа состоит в воспроизведении на сознательном уровне вытесненных психосексуальных травм методом свободных ассоциаций Подход трансперсональной психологии состоит в анализе протекания беременности и родов с вытекающим отсюда прогнозом формирования нормы и патологии в состоянии здоровья..Традиционная педиатрия рассматривает травму биологического рождения как фактор , способствующий формированию перинатальной энцефалопатии , ДЦП ,синдроме двигательных рассстройств и т. д. Трансперсонал рассматривает формирование патологии как следствие фиксации перинатальных явлений на определенных перинатальных матрицах. Перинатальные явления включают в себя определенные эмоции и ощущения, такие как тревога , боль , удушье и т.д.Перинатальны явления протекают в 4-х эмпирически найденных паттернах, которые автор концепции назвал базовыми перинатальными матрицами. Каждая матрица связана с одним из периодов биологического рождения, пребывая в которой ребенок испытывает особые эмоции и специфические ощущения. БМП-1 относится к периоду нахождения в утробе матери,БМП-2 относится к тому моменту , когда схватки уже начались, а шейка матки еще не раскрылась. БМП-3 относится к периоду продвижения по родовому каналу.БМП-4 относится к тому моменту , когда мы действительно покидаем тело матери.Каждая матрица имеет свой биологический , психический, архетипический и духовный аспект. Вариант фиксации на той или иной матрице включает , помимо скрупулезного анализа карты родов, анализ базового психоэмоционального фона. Эмоции образуют первичную мотивационную структуру человека , их называют потребностями выживания. В сжатой форме подобную структуру можно представить как стремление приблизиться к желаемому с одной стороны и стремление избежать опасности с другой. практически все мотивации уходят корнями в концепцию приближение- избегание. Определение базового эмоционального состояния обычно не сложно, посколько существует врожденный тип эмоциональной экспрессии /определенным способом выражать гнев , тревогу , радость и т.д./ На этой особенности человека базируется процесс т.н. эмпатии - способность чувствования другого. В процессе эволюции возникла как средство невербальной коммуникации между матерью и ребенком до возникновения второй сигнальной системы. Само по себе исключает неоднозначную трактовку поскольку носит однозначный характер Не последнюю роль играет анализ тембра и других характеристик голоса, поскольку подобные проявления ассоциированы с общим психоэмоциональным фоном.

Светлана Пискунова.