Составление индивидуальных
программ здоровья на основании
анализа базовых перинатальных
матриц трансперсональной
психологии с использованием
элементов психоаналитических школ
юнгианского и постфрейдиского
направлений. Классический ортодоксальный
психоанализ З.Фрейда занимается
детьми приблизительно со школьного
возраста, либо с 3-4 лет при условии
вовлечения в психоанализ родителей
ребенка, что не всегда корректно и
может существенно исказить
результат. Как правило , к
определенному возрасту
завершается формирование
структуры характера и стандартных
моделей поведения. В результате
подобного подхода многие конфликты
детской души в конечном итоге
способствуют формированию той или
иной психопатологии или
психосоматики , а сам психоанализ
проблемы рассматривает
ретроспективно.Считается ,что само
по себе осознавания детской
психологической травмы или
конфликта способствует его
разрешению, что далеко не всегда
соответствует действительности.Между
тем , существующая за рубежом школа
Трансперсональной психологии
пользуется абсолютно иным подходом
решения многих проблем , считая
травму рождения основной в
формировании как основных черт
характера , так и психопатологии.
Используя методику т.н. голотропной
терапии ,родоначальник направления
С.Грофф на основании богатого
клинического опыта пришел к выводу
, что карта внутреннего
пространства включает:а/перинатальный
уровень психики, который относится
к переживаниям, ассоциируемым с
травмой биологического рождения б/трансперсональный,связывающий
индивидуальную психику с юнговским
коллективным бессознательным. В
формировании нашей личности
существенную роль играют
особенности протекания
беременности у матери, отклонение в
ходе протекания родов.Во
внутриутробном периоде мать и
будущий ребенок связаны единой
системой кровообращения , в связи с
чем связь возникает на нервно-гуморальном
уровне как проявление
существования единой
функциональной единицы. Стрессы ,
травмы , болезни матери отражаются
не только на состоянии здоровья
будущего ребенка, но и способствуют
формированию той или иной
психологической структуры
личности. Роды , а особенно
отклонения в их течении.
способствуют формированию
нарушений как на уровне телесных ,
так и на уровне психических функций
. Подобное явление происходит в
результате фиксации травмы
биологического рождения в той или
иной т.н. базовой перинатальной
матрице. В процессе дальнейшей жизни
существенную роль играют многие
факторы социальной среды: получение
материнской заботы, особенности
кормления, динамика семейных
отношений и т.д., способствуя
формированию той или иной черты
характера. Мы все являемся
продуктом подобных стрессогенных
воздействий и носим их с собою всю
жизнь. Механизм подобных явлений
достатогно известен: под влиянием
определенной стрессогенной
ситуации происходит формирование
той или иной , но строго
определенной психопатологии/
оральной , психопатической ,
шизоидной , мазохистской , фалло-нарцистической
и истероидной структуры личности. /Подход
ортодоксального психоанализа
состоит в воспроизведении на
сознательном уровне вытесненных
психосексуальных травм методом
свободных ассоциаций Подход
трансперсональной психологии
состоит в анализе протекания
беременности и родов с вытекающим
отсюда прогнозом формирования
нормы и патологии в состоянии
здоровья..Традиционная педиатрия
рассматривает травму
биологического рождения как фактор
, способствующий формированию
перинатальной энцефалопатии , ДЦП ,синдроме
двигательных рассстройств и т. д.
Трансперсонал рассматривает
формирование патологии как
следствие фиксации перинатальных
явлений на определенных
перинатальных матрицах.
Перинатальные явления включают в
себя определенные эмоции и
ощущения, такие как тревога , боль ,
удушье и т.д.Перинатальны явления
протекают в 4-х эмпирически
найденных паттернах, которые автор
концепции назвал базовыми
перинатальными матрицами. Каждая
матрица связана с одним из периодов
биологического рождения, пребывая
в которой ребенок испытывает
особые эмоции и специфические
ощущения. БМП-1 относится к периоду
нахождения в утробе матери,БМП-2
относится к тому моменту , когда
схватки уже начались, а шейка матки
еще не раскрылась. БМП-3 относится к
периоду продвижения по родовому
каналу.БМП-4 относится к тому
моменту , когда мы действительно
покидаем тело матери.Каждая
матрица имеет свой биологический ,
психический, архетипический и
духовный аспект. Вариант фиксации
на той или иной матрице включает
, помимо скрупулезного анализа карты
родов, анализ базового
психоэмоционального фона. Эмоции
образуют первичную мотивационную
структуру человека , их называют
потребностями выживания. В сжатой
форме подобную структуру можно
представить как стремление
приблизиться к желаемому с одной
стороны и стремление избежать
опасности с другой. практически все
мотивации уходят корнями в
концепцию приближение- избегание. Определение
базового эмоционального состояния
обычно не сложно, посколько
существует врожденный тип
эмоциональной экспрессии /определенным
способом выражать гнев , тревогу ,
радость и т.д./ На этой особенности
человека базируется процесс т.н.
эмпатии - способность чувствования
другого. В процессе
эволюции возникла как средство
невербальной коммуникации между
матерью и ребенком до
возникновения второй сигнальной
системы. Само по себе исключает
неоднозначную трактовку поскольку
носит однозначный характер Не
последнюю роль играет анализ
тембра и других характеристик
голоса, поскольку подобные
проявления ассоциированы с общим
психоэмоциональным фоном. Светлана Пискунова.
"НОУ-ХАУ". Ранняя детская
аналитика и психосоматика