ПСИХОМОРФОЛОГИЯ

Вступление.

Все мы ловили себя на мысли, что самых близких людей мы , мягко говоря , не понимаем.Мы часто не понимаем логики политиков и природу всех тех социальных маразмов , которые происходят в нашем обществе.Каждый отдельно взятый человек вроде умен , интеллегентен , талантлив и образован, а то , что весьма условно можна назвать нашей страной , катится неизвестно куда , подчиняясь своим собственным законам., весьма далеким от логики и целесообразности.При более детальном рассмотрении себя-же в виртуальном зеркале, мы однажды приходим к молоутешительному выводу , что являемся частью вышеобозначенного маразма и очень органически в него же вписываемся.Все мы говорим одно, думаем нечто совершенно протовоположное, делаем что-.то третье .А то , что получается , точнее , получится , одному богу известно.Те индивиды , которые себя не узнают в данном психологическом портрете, могут дальше статью не читать.Весьма возможно , что в очень недалеком будущем они займут место около Будды, слева или справа , по их усмотрению.Во всяком случае , среднестатистический человек невротичен , неуравновешен, раздвоен .Вобщем, далек от совершенства.При всем при этом , одни от подобного положения вещей страдают, другие -нет.Последнюю категорию составляют "счастливые идиоты" или преступники.Их изолируют или не изолируют от других членов общества в зависимости от того ,что они совершают для поддержания душевного равновесия.Внимательный человек, осмотревшись вокруг себя, заметит "маразм , который крепчал" в семье , детском саду , школе , поликлинике и прочих местах общественного пользования.Является психоаналитической классикой семья вполне приличных кандидатов наук, время от времени развлекающих себя и местное отделение милиции классическим мордобоем, после которого все снова чинно , мирно , интеллегентно.До следующего скандала с вызовом милиции и скорой помощи. Дети , которые попирают моральные принципы жизни родителей- это тоже проза нашей жизни. Замечу , сей процесс к конфликту поколений не имеет никакого отношения.Далеко не всегда у "хороших" родителей "плохие" дети. Процесс может идти и с точностью до наоборот, а также влево , вправо и в любом другом возможном и невозможном направлении. Обо всем этом давным-давно знают как профессиональные психологи, так и обыватели. Проблемы глубинной психологии личности мало волнуют средне-статистического обывателя, пока конкретно его этот процесс не коснется лично.Последнее сопровождается высоким эмоциональным накалом и протекает в виде крушения чего-то, начиная с несбывшихся надежд и кончая новым кухонным сервизом или современным дизайном квартиры.Вы обращаетесь к колдунье бабе Глаше, соседке тете Тане и к человеку, который абсолютно безосновательно называет себя психоаналитиком.С вас снимают сглаз яйцом , читают мантры или молитвы, анализируют ваши детские неврозы и т.д.Если Вам кто-то все же помог , считайте , что Вы вытянули счастливый лотерейный билет, поскольку все методы имеют приблизительно одинаковый терапевтический эффект и существенно зависит от той системы мировоззрения , которой Вы пользуетесь на сознательном уровне.Вам , несомненно снимут сглаз, если в существование вышеназванного Вы верите. Вам поможет аналитик ,если сможет для начала убедить Вас в сексуальной природе ваших проблем. Мы практически всегда имеем дело с реальной проблемой, но склонны к описанию ее в той или иной концептуальной схеме.В этом нет ничего плохого, автор этих строк не является исключеним из этого правила и пользуется теоретическим наследием Карла Густава Юнга: типологией , структурой психики и рядом специфических терминов. Такого рода предпочтение основано не только на личных симпатиях автора и его собственным опыте психотерапевтической работы. Ничего не имея против ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда , скажу лишь ,что психоаналитическое движение всегда отличалось агрессивным отношением к инакомыслящим , начиная с родоначальника психоанализа,которого достаточно сложно назвать человеком, терпимым к точке зрения , противоположной собственной. Автор данной публикации как раз к инакомыслящим и относится.Вторая немаловажная причина отказа от ортодоксального психоанализа заключалась в количестве сеансов психоанализа и скорости предполагаемого исцеления. Психоанализ предусматривает многократное проведение сеансов и многолетнее лечение .Подобного подхода не выдерживает не столько психика ,сколько кошельки большинства наших граждан .Автор данной публикации был с самого начала одержим абсолютно шизофренической идеей мгновенной психодиагностики личности, что с позиций ортодоксального психоанализа было ересью чистой воды. Карл Густав Юнг же , в отличие от Зигмунда Фрейда , школ своих не создавал, учеников не имел и по данной причине пока /по крайней мере у нас в стране /, не погряз в инструкциях , предписаниях , правилах лечения и т.д. Мой личный опыт работы в подобной сфере розволяет утверждать, что психоанализ хорошо работает в сфере т.н. неврозов. В то время как такие достаточно сложные явления психики , как неконтролируемое поведение или мультиплетность лучше описываются и корректируются в рамках аналитической психологии.Подобного рода подход правомерен так же к описанию , объяснению и контролю социальных процессов, так и к прогнозу развития семейных взаимоотношений. Глупо возражать ,столь важна и существенна данная часть нашей жизни.

Самый существенный вопрос - почему и откуда название "психоморфология"? В данном случае речь идет о принципиальной возможности анализа глубинной структуры личности , исходя изряда признаков , которые могут быть замечены , услышаны,проанализированы определенным образом и т.д. Т.е. , допуская возможность существования каких -либо еще неизвестных механизмов взаимодействия между объектами живой материи, автор исходит все же из возмохностей наших обычных органов чувств, с помощью которых мы получаем информацию об окружающем нас мире.Традиция насчитывает их пять: зрение , слух , обоняние . осязание , тактильное.Воздействуя на адекватный анализатор ,они дают нам представлние об окружающем мире и исходят из реальных характеристик объекта.

История одного заблуждения.

Все мы во что-то верим : кто в близость Армаггедона,кто в торжество добра и справедливости , кто во всемогущество психоанализа. В этом есть определенный смысл : коль мы благополучно дожили до определенного возраста, значит наша модель мира хотя -бы в основных чертах работала , давая нам какие-то минимальные средства к существованию. И даже если мы живем на мусорке и питаемся кое-когда и кое-как , все равно мы существуем, реализуя давным- давно заложенный сценарий , если он нас и не устраивает. К тому же все мы находимся под жестким давлением определенных социальных норм и стереотипов. Если наши убеждения в чем-то расходятся с общепринятыми , чисто подсознательно мы начинаем психовать и дергаться , задавая себе-же риторический вопрос "Не шизофреник ли я?" Все подобные стереотипы достаточно жестко в нас вбиты , далеко не являясь очевидными . Такими их сделало общественное мнение , с которым приходится считаться. Можно ходить голым или грязным, и тогда общество примет определенные санкции , независимо от системы мировоззрения , которой Вы пользуетесь .Убеждение , что мимолетного взгляда на человека достаточно для создание его детального психологического портрета , противоречит общепринятому мнению и тем самым вызывает у нас подсознательную тревогу.

Немного о себе , не говоря уже о других.

Психология нашей повседневной жизни в основном состоит из определенных убеждений и отношений к тому , что мы делаем или познаем. Других мы оцениваем по каким-то одним нам известным критериям и параметрам . Мы абсолютно безосновательно мним себя людьми умными , порядочными или какими-то еще . На самом деле все может обстоять по другому , иногда с точностью до наоборот.Реальный психологический портрет человека расходится с его представлениями о себе-же по данным Фильденкрайса процентов этак на 300. Именно поэтому наиболее невротичные из нас из всех имеющихся сил пытаются то ли познать себя ,то ли усовершенствоваться . При этом сделать сие крайне трудно , поскольку совершенно изначально не понятно конкретно в какую сторону себя совершенствовать. И многочисленные секты тому яркое свидетельство. С этой целью новоявленному адепту указывают его безрадостное прошлое, настоящее и будущее и реальный выход из сложившейся ситуации . Все это было бы смешно , если бы наш брат психолог не пользовался аналогичными методами работы , включая сами методы определения интеллекта и психотипа. Подобного рода тесты что-то ,похоже, отражают , но что именно это уже другой вопрос. Все наши ассоциации носят очень стандартный характер и существенно зависят от особенностей привычной для нас социальной среды. К примеру, слово "смерть "вызывает у нас стойкую ассоциацию с черным цветом , а на востоке цвет изменился бы на белый . Сам данный факт не имеет отношение к морали , нравственности или содержанию самого слова. Все многочисленные опросники быстрее отражают наши представления о себе , уровень наших претязаний или присутствующие на данный момент механизмы самозащиты , чем определенные психологические реалии.

Откуда берется наша "тень" и что с ней впоследствие делать.

Каждый считает себя , как мы уже договорились , человеком умным , порядочным , интеллегентным и т.д. Даже бомж на помойке- у него по поводу этого всегда найдется какое-нибудь интересное оъбяснение философского , религиозного или мистического характера. Если Вы чего-то подобного не считаете , следовательно , Вы невротик с комплексом неполноценности или с манией величия.В любом случае присутствует разница между представлением о себе и собой реальным. На внутренний вопрос "невротик ли Я" , каждый нормальный человек должен дать исчерпываюший ответ "да", поскольку мозаична и неоднородна природа нашей психики.Наш невроз возникал , в частности , тогда , когда мама запрещала нам ковыряться в носу или анусе , утверждая , что это плохо. Нам мучительно хотелось это делать , а нам навязывали абсолютно некомфортные условия существования, привешивая разные ярлыки , тем самым адаптируя к жизни в социуме. Попозже , когда мы стали взрослыми , серьга в ухе у сограждан вызывает у нас глубочайшеее возражение , как будто это нас касается лично. Мы можем утверждать сколько угодно , что "не за себя , за державу обидно", хотя где то в глубине души нас точит червь сомнения, как того ребенка , которому не позволяют ковыряться в носу. Мы осуждаем убийц , маньяков, насильников и вместе с тем с каким-то тайным удовольствием смотрим о них передачи. И в ужасе , который мы перед ними испытываем , есть нечто от наслаждения. До той поры , пока не обнаруживаем убийцу внутри нас самих. И однажды либо же сами начинаем убивать , либо же просто признаем такого рода тенденции внутри себя. И даем себе возможность убивать , устраивая невиданную по своей жестокости охоту на ...тараканов Каждый наш внутренний маньяк имеет право на существование . Мы его просто не в состоянии убить или спрятать куда-то вглубь. Он в любом случае никуда не исчезнет , просто станет неуправляемым. "Тень"- это часть нас же самих , которую мы не хотим в себе признать по ряду причин. Почему наиболее тяжкие и жестокие преступления совершаются женщинами? Да просто потому , что агрессивное поведение у женщин традиционно подавляется , рано или поздно приобретая неуправляетый характер То , что мы не признаем в себе, становится в конечеом итоге нашей судьбой.

Психологи и психология.

Само слово "психология" обозначает в буквальном переводе науку о душе. Что представляет собой наша таинственная душа, никто толком не знает . Зато у нас есть множество наук ,посвященных устройству человеческого тела и описанием его работы и функций, как то анатомия , физиология , биохимия , гистология и т.д. Душа -субстанция эфемерная и религиозно-оккультная традиция допускает ее присутствие именно в живом человеке. Существует множество дисциплин околооккультного плана , претендующие на возможность по внешним признакам описать внутренние свойства объектов Имеется ввиду человеческая психика.Речь идет о хиромантии , астрологии, физиогномике, френологии,графологии ит.д. Опыт автора применения этих систем свидетельствует о том, что все они , несомненно ,содержат в своей сути рациональное зерно, хотя откопать его в каждом конкретном случае очень сложно и еще сложнее практически использовать. Т.е. Вы , несомненно , получите определенные результаты , но далеко не ту информацию , которая Вам необходима. Вы , увы , не сможете дать ответ в отношении , скажем , психологической совместимости или пригодности в той или иной сфере практической деятельности.Но , как удачно в свое время заметил Юнг," различения тела и разума- это искусственная дихотомия ,дискриминация , которая в большей степени основывется на своеобразии познающего интеллекта, чем на природе вещей. В действительности взаимное проникновение телесных и психических признаков столь глубоко, что если начинать с психического, нам придется делать вывод по неизвестному об известном..., тогда как в противном случае мы отталкиваемся от известного, т.е. от видимого нами тела." Не существует единого подхода к структуре личности, однако все их своеобразие сводится к нескольким моделям объяснительного и описательного характера /ортодоксальный психоанализ, аналитическая , индивидуальная психология , модель акцентуаций , цветовые типы по Люшеру, ДСМ-классификация и т.д /. Каждая из этих концепций несет своеобразие создавшего их автора и той специфической социальной среды , на почве которой она родилась. Одним словом ," все дороги хороши , коль они ведут к храму". Автор данной публикации в основном пользуется типологической моделью К.Г.Юнга. как ,с позиции автора , наиболее полно описывающую структуру как здорового , так и больного человека, а также наиболее вероятное направление отклонений в поведении. Но само применение той или иной классификации не столь существенно, поскольку метод позволяет использовать практически любую аналитическую модель.Согласно Юнгу , в психологической структуре личности присутствуют четыре функции:мышление , чуство , интуици. и сенсорика.Человек , имея в наличие все четыре, использует одну в качестве доминирующей, вторую - в качестве вспомогательной.Когда мы думаем , то делаем это с намерением прийти к каким-то определенным выводам, используем чувство , чтобы достичь верной моральной и этической оценки ситуации. Ощущение и интуиция -функции восприятия , а не его анализа или оценки.При этом ощущение -опыт , полученный с помощью органов чувств, интуиция-восприятие. не сводимое к перцептивному опыту.

О природе интуиции.

Иногда она нам помогает, бывает -мешает жить.Вокруг данного явления много оккультных и парапсихологических наворотов.Когда Вы слышите о чем-то подобном , всегда вправе задать вопрос :"Что имеется ввиду?" В результате оказывется , что каждый понимает что-то свое. В данном случае я постараюсь объяснить то, что ,возможно,имел ввиду сам Юнг. Итак , интуиция -явление получения информации , не сводимой к обычному сенсорному опыту , т.е. опыту органов чувств. К примеру , вы общаетесь с незнакомым человеком впервые. Вы видите , что он достаточно открыт , сердечен , эмоционален и вообще Вам симпатичен. Все это пока входит в рамки обычной человеческой наблюдательности и состоит в получении информации с помощью органов чувств. Вы видите ,то , что Вы видите , анализируя выражение лица , язык тела , жестов и т.д , слышите то , что он реально говорит, если на данный момент не страдаете приступом галлюцинаций. Однако Вы ,несмотря на всю симатию к нему , ловите себя на нежелании заключать с ним коммерческую сделку или идти совместно в компанию.Игнорируя подобные предчувствия, Вы все же совершаете роковую ошибку, проклиная себя на чем свет стоит. Имеет ли этот процесс отношение к открытию третьего глаза или что-то в этот духе?Можно назвать это и так , особенно если Вы исповедуете соответсвующую мифологему. Используя чисто психоаналитические представления, можно сказать, что Вы извлекли из глубин подсознания свой собственный опыт контакта с подобными людьми , который дал вам возможность предвидеть результаты такого контакта. Забегая наперед , можно сказать . что мы практически всегда это делаем, но , поскольку данный процесс далек от сознательного контроля и не содержит в себе жесткого алгоритма использования, практический результат от него средне-статистический. У кого-то лучше , у кого-то хуже , бывает -совсем плохой. Но в общем , несмотря на наличие подобного явления и ряда талантливых людей в данной специфической сфере деятельности, его крайне сложно практически использовать.

Трансфер и трансферные реакции.

Вступая в контакт с незнакомыми людьми или просто бросив на них взгляд, мы испытываем то или иное чувственное отношение комфорта или дискомфорта , которое обычно интерпретируется как симпатия или антипатия.Явление это в свое время было открыто Фрейдом и было названо трансфером ,или переносом. Сущность этого явления заключается в проэкции нашего эмоционально-стрессового опыта на новый объект к данному опыту не имеющий никакого отношения и состоит в определенних реакциях чувственно-эмоционального характера . включая стандартный паттерн поведенческих реакций. Можно любить или не любить свое прошлое , одно можно сказать наверняка- именно с прошлым нас связывают те стандартные реакции, которые мы испытываем по тому или иному поводу. Иными словами, явление трансфера сосотоит в переносе былого типа отношений на новый объект. Данное явление носит универсальный характер, является неотъемлемой частью человеческого поведения и состоит из трех этапов:

1.Восприятие объекта сенсорными системами, в первую очередь визуального и аудиального каналов получения информации, включая внешность. стиль одежды,манеру поведения речи и т.д. К компоненту визуального и аудиального впечатлний присоединяется определенный комплекс ощущений. В данном случае они неизбежны, поскольку активизируются подсознательные ассоциативные звенья и являются реактивным ответом на возможность контакта с кем-либо.

2.Составляется целостное представление об этом человеке.

3.Строится модель или стратегия поведения в отношниии того или иного человека.

К сожалению ,трансферные реакции не могут быть использованы в психодиагностике другого человека , разве что с целью самопознания и определения собственных подсознательных реакций.Или в аналитической работе с клиентами. Трансфер- это подсознательная чувственная реакция на человека или обстоятельство, глубинной основой которой являются наши моральные , этические оценки, эстетические предпочтения, эмоционально-стрессовый опыт и т. д. Цель подобных реакций- повысить наши адаптационные возможности и по этой причине не может быть объективной. Это специфика индивидуальнного реагирования, характерной особенностью которой является наша внутренняя тенденция строить взаимоотношения в настоящем, воспроизводя эмоционально-значимые аспекты своего прошлого, оживляя при этом весь комплекс психофизиологических реакций. В результате подобного рода реакций мы не можем получить объективную оценку как ситуации, так и человека, поскольку извращаем данный опыт собственными блоками и оценочными суждениями. Для того , чтобы получить объективную оценку личности или ситуации, нужно войти в ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ- состояние отстраненности и невовлеченности ,при котором другой человек воспринимается как объект наблюдения , а не предмет каких-либо личных оценок.

Восприятие.

Я смотрю на человека и вижу его -это объективное восприятие с помощью органов чувств. "Какой страшный дядя",- воскликнет по этому поводу ребенок, поскольку воспринимает увиденное эмоционально ,и мы почему-то считаем это восприятие субъективным, Мы смотрим на этот процесс с позиции взрослого человека, не понимая , что наше восприятие тоже субъективно, просто мы придаем ему иной смысл. Наше непосредственно-чувственное восприятие , которое мы имели в раннем детстве, в процессе обучения переходит в определенную знаковую среду, приобретая определенный смысл для обучающегося. наши сенсорные каналы с первых дней жизни функционировали как средство познания окружающего мира. Непосредственно-чувственный опыт под влиянием социума приобретал ту или иную чувственную оценку в зависимости от социальных стереотипов. Впоследствие подобный опыт обучения превращался в выкристализованную систему ценностей, которая многократно повторяясь , делалась автоматической.Мы не столь что-либо чувствуем , столь пользуемся суррогатами переживаний , по поводу которых в обществе существует общепринятое мнение.Хотим мы этого или не хотим , в любом случае в области сознательного восприятия находится только какая-то часть окружающего нас мира. Нас ограничывают не только функциональные возможности наших органов чувств , но и тщательно прививаемое представление об окружающем нас мире. Мы никогда не увидим того ,"чего не может быть , потому что этого не может быть никогда ". Или будем интерпретировать увиденное в рамках собственных представлений. Психологической классикой являются в этом плане опыты Постнера и Брунера по идентификации игральных карт.Испытуемым показывали с определенной скоростью нетипичного цвета игральные карты. Люди , как правило, не замечали "странной" окраски игральных карт , поскольку все прекрасно были осведомлены в отношении их цвета и не замечали "подвоха" , несмотря на явную очевидность происходящего. Следовательно , в оценке наших чувственных впечатлений мы ограничены феноменологией сознания, при которой значительная часть информации либо же не осознается . либо же интерпретируется в той или иной концептуальной схеме. К примеру, ребенок впервые увидел огонь и воспринял его в форме приятного эмоционального переживания. Попозже он узнает , что огонь может обжечь , но вряд ли , не будучи невротиком , впоследствии станет его бояться.

В процессе жизни формируется образ , включающий множество аспектов познавательной деятельности. Огонь может служить предметом религиозного поклонения или источником постоянной тревоги по поводу возможного пожара к квартире или чего-то еще в зависимости от среды ,воспитания и индивидуальных особенностей. Осознание и переживание - формы пересекающиеся ,но не совпадающие между собой. Сушествуют два компонента восприятия , соответственно ,два опыта:

1. непосредственно-чувственный;

2.опосредованный, прошедший определенную смысловую обработку, содержащий информацию легко передаваемую без существенных потерь друг другу.

В опыте непосредственно-чувственном больше невербализуемой информации, эмоции в данном опыте присутсвуют как , по образному выражению Симонова ,"датчик неопределенности"Взрослый человек , как правило , не в состоянии отделить восприятие предмета от осмысливания. На этом принципе основан один из наиболее популярных проэктивных тестов Роршаха.Чернильное пятно воспринимается бессмысленно в дементном состоянии , например, во время эпилептического припадка. В нормальном состоянии всегда наблюдается тенденция видеть пятно осмысленно, т.е. происходит слияние реального цветового изображения с определенным эйдетическим образом. В основе этого яления лежит способность человека выделять наиболее значимые части информации. формируя т.н. "фигуру", часть менее значимая образует т.н. "фон". Человек сопоставляет данный объект с чем-то ,ранее знакомым по тем или иным параметрам ,исходя из имеющегося опыта. Этот процесс получил название "последовательность формирования гештальта" и состоит из трех этапов:

1. стадия комплексных качеств, сопровождающаяся возникновением впечатления "хаоса", переживание напряженности , неопределенности.

2. стремление к формитованию "гештальта", к структурированию поля восприятия, тенденция в бессмысленной структуре видеть осмысленный материал.

3. постгештальтный период, формирование упорядочного или осмысленного восприятия.

Восприятие взрослого человека обычно сливается с эйдетическим образом и оценивается по критериям "на что это похоже " и "что поэтому поводу можна предпринять". Для того , чтобы объективно оценить человека или ситуацию, необходимо выйти на состояние непосредственно чувственного восприятия и интерпретировать в непривычной для себя знаковой системе. Т.е. необходимо выйти на особые состояния восприятия с последующей оценкой информации по определенным критериям и параметрам в рамках поставленной задачи. Поскольку нас интересует психологическая структура личности, соответственно интерпретировать результаты нужно в рамках той ли иной аналитической модели. Но тут возникает некоторое сомнение- насколько однозначно мы в состоянии идентифицировать полученный результат? Ведь для того , чтобы узнать нечто , для начала его хотя бы хорошо надо знать. Одним словом необходимо с чем-то сравнить , и не просто с чем-то, а с тем , что носит более или менее объективный характер. Наше отношение к людям /т.е.уровень т.н. трансферных реакций / объективным быть не может. Претворяя данную идею в жизнь , мы столкнемся с таким разнообразием психологической , мистической , оккультной , парапсихологической ит. д. мысли , что у нас возникнет стойкое подозрение, что мы имеем дело с той или иной формой биопольного фольклора и оккультного мифитворчества. Возникает стойкое подозрение , что все многочисленные "ауры", "астральные миры" и трансперсональные пласты психики существует в воспаленных мозгах братьев-психологов или оккультистов разных мастей и величины. На самом же деле мы имеем дело все с тем же непосредственно-чувственным опытом, проинтерпретированном в системе определенных эзотерических воззрений. Сняв романтическое покрывало с оккультизма, можна лишь сказать , что многочисленные боги и богини астрала ничем принципиально не отличаются то т.н. архетипов коллективного бессознательного, которые присутствуют в психологичесвой структуре каждого человека.Архетипы манифестируются в той или иной форме и являются потенциально узнаваемыми.

Кое-что о энергетических чакрах и о их диагностике.

Восток принес нам множество интересных концепций об енергетической структуре человека , о системе чакр, и их природе ,механизмах их открытия в процессе подъема энергии Кундалини. Не вовлекаясь в восточную систему воззрений , которая интересна уже сама по себе, можна сказать, что работа с энергетическими чакрами_-это процесс чувственного осознавания наших реакций на среду, которая носит более или менее универсальный характер. Мы действительно "думаем головой", "любим сердцем , от страха "душа уходит в пятки" или "волосы поднимаются дыбом",от гордости "грудь распирает".и т.д. Женщины этот процесс чувственного осознавания среды ощущают четче , чем мужчины, этики лучше , чем логики ит.д. Тем не менее, процесс чувственных реакций на среду более или менее одинаковый у всех . просто кто-то его ощущает , кто-то нет. Чуть позже во время бума экстрасенсорики господа биопольщики разукрасили и чакры ,и ауру во все цвета радуги. Но это уже другая история. В данном случае речь идет о интраспективной схеме тела /тело во внутреннем восприятии/. Чакры вовсе не предусматривают существование определенного органа- это комплексная реакция на среду, которая выражается в специфическом ошушении, спроэцированном на определенную область тела. Но когда мы пытаемся выразить этот процесс на вербальном уровне, запутываемся окончательно. Чем , допустим, страх студента перед экзаменом принципиально отличается от страха в ситуации угрозы жизни?.В первую очередь тем , что переживается в разных частях тела. Работа с чакрами-это работа с "схемой" тела, собственным телом , данным человеку во внутреннем восприятии, Энергетические чакры - это не место . предусматривающее наличие какого-то органа.Это условное обозначенте наших тонких реакций на среду. Не детализируя теорию чакр , можно сказать . что с различными центрами связаны различные типы эмоций и физиологических функций нашего организма. Реакция центров на среду выражается в ососбом целостном ощущении. которое может быть более точно определено как "психофизиологическое состояние" . которое включает три уровня реагирования:

1. психический;

2.физиологический:

3.поведенческий;

Он несет скрытую информацию о данном воздействии. К сожалению, мы не способны сознательно использовать чакры . Для этого они должны быть , пользуясь восточной терминологией, "открыты" . "разработаны". А если данный тезис выразить в психологической терминологии,можно сказать ,что форма данного ощущения должна быть отделена от закрепленного за ним познавательного содержания, поэтому последнее не осознается . Т.е. мы имеем дело с состоянием , несущим скрытую информацию о внешней и внутренней среде, с потенциально интуитивным знанием. Идеальный способ выведения информации на уровень осознавания - поиск коррелятов между определенными характеристиками объектов и физиологической компонентой субъективно ощущаемой части целостного переживания .Анатомия и физиология не знает чакр , поскольку они не существуют вне переживаний, то или иное событие переживается в определенной части тела и эти переживания носят более или менеее универсальный характер.о чем свидетельствует не только сам факт существования этой теории, но и личный опыт автора. Проблемы возникают при попытке описать эти ощущения на вербальном уровне.К примеру , одни переживают сексуальность на уровне сердечной чакры, вторые-горловой, третьи- на уровне нижних энергетических чакр, что больше связано с неопределенностью самого понятия "сексуальность" и строго индивидуальными программами сексуального поведения. Ведь для одних секс связан неразрывно с саоутверждением в социуме и является эквивалентом собственной зничимости, для других -элементом эмоциональной привязанности и способом борьбы с одиночеством , список можно продлить.

ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ.

"Эмоциональные реакции относятся к универсальным способам человеческого реагирования и проявляются у представителей различных культурных и этнических групп абсолютно одинаково. Более того , присутсвуют способы врожденной эмоциональной экспрессии, идентичные у слепых и зрячих, которые с возрастом у слепорожденных обедняются"/Изард "Психология эмоций"/.Поскольку фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными генетическими программами, наблюдается узнаваемость эиоции на чисто визуальном уровне. Младенец рождается с определенными способами эмоционального выражения, и он практически один и тот же у взрослого человека ,маленького ребенка и высших животных. Поскольку то или иное эмоциональное выражение чисто внещне связано с работой тех или иных мышечных групп, что в конечном итоге дает нам возможность достаточно однозначно трактовать, что в данный момент человек чувствует. Т.е. в нас изначально золожена способность определенным образом выражать боль, гнев , обиду или восторг. . На этой способности человека определенным образом выражать свои эмоции основан механизм формирования т.н. эмпатии. Эмпатия / в буквальном переводе "чувствование внутрь"/ возникла в процессе эволюции как средство невербальной коммуникации и служит в первую очередь "общению" между матерью и ребенком до формирования у него второй сигнальной системы. С первых дней жизни . сначала посредством эмпатии. чуть попозже -путем целенаправленного воспитания, ребенка вводят в контакт с определенной социальной средой, формируя то или иное чувственное отношение к объектам. Считается . что "вчувствование " является биологическим по своей природе и не обеспечивется обычными сенсорными каналами. эмоции являются узнаваемыми благодаря сокращению оределенных мышечных групп и имеют определенную физиологическую составляющую на уровне комплекса вегетативных реакций.Ребенок , имитируя жесты взрослого , тем самым воспроизводит их у себя. А , поскольку мимика и жесты взрослого выражают определенное состояние или чувственное отношение, в конечном итоге происходит формирование эйдетических образов с определенным смысловым содержанием, что делает в принципе возможным процесс невербальной коммуникации.

ПРИНЦИП УСТАНОВКИ И НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ.

Повторяясь . можно сказать, что воспринимая какую-то часть окружающего мира посредсвом сенсорных каналов, значительная часть информации не находит сознательного выражения, и , естественно , не анализируется. каждый из нас является продуктом определенной социальной среды ,с молоком матери впитывая определенные установки. Представление о том , что беглого взгляда на человека достаточно для создания его точного психологического портрета или сама возможность чего то вроде дистанционного убийства противоречит общепринятой точке зрения, тем самым увеличивает нашу подсознательную тревожность.В этом отношениии мы ничем принципиально не отличаемся от дикаря, который нарушив определенную систему предписаний, т.н. "табу", умирает независимо от морального и этического содержания этого табу по причине наличия определенной глубинной програмы психосоматического реагирования. Для того , чтобы изменить всю эту группу реакций психофизиологического реагирования . привитую нам с детства,необходимо изменить свою собственную психическую природу и образ себя. Существует т.н. принцип установки Риверса :зафиксированные в культере нормы влияют на результаты познавательной деятельности. В свою очеоедь познавательная деятельность связана с функционированим органов чувств. Особая чувствительность людей или отдельных групп связана не с особой организацией органов чувств , а с наличией устанавки для восприятия. Вспомним , что глубинный процесс трансформации личности связан с определенными религиозными , оккультными , мистическими доктринами, ну ,на худой конец, с теми или иными методиками наведения транса. То . что мы в подобной ситуации "видим", если можно это вообще так назвать, существенно зависит от той модели мира , которой мы пользуемся. Можно разукрасить "ауру" в разные цвета радуги,можно рубить "астральные" шнуры или тыкать себя посредством астральных вилок в астральные розетки, тем самым присоединяться к энерго-информационному полю планеты . В любом случае находится наиболее подходящая по данному случаю ассоциация и мы начинаем работать с тем , что не вписывается в функцию наших органов чувств. Это нечто вроде галлюцинации , которая тем не менее несет объективную информацию. Или не несет, все подобное нуждается в скрупулезной перепроверке на физическом плане.В противном случае мы рискуем скатится в область , где реальность переплетается с нашей собственной больной фонтазией.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТуРА ЧЕЛОВЕКА И ХАРАКТЕР,МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ.

Источник живучести эмоций в тех органических реакциях, сопровождающих наши эмоциональные процессы.Какое либо внешнее и внутреннее событие , вызывающее эмоциональный процесс, всегда имеет определенное телесное и физиологическое выражение/сердцебиение , пересыхание горла , побледнение , учащение ритма дыхания и т.д./, сопровождающееся субъективным переживанием эмоции. Эти изменения , происходящие рефлекторным путем, определенным образом воспринимаются нами, и восприятие собственным органических реакций и составляет органическую основу эмоций. Следовательно, рассматриваемая с биологической стороны эмоция, является отражением определенных физиологических состояний, все эти реакции были бы непонятны с позиции эволюции , если бы не мотивировали организм на определенное поведение .Логическим выводом из страха является бегство , логическим выводом из ярости является борьба.Все органические реакции существенны не для эмоции как таковой , а для того , что наступит после эмоции. В анализе мотивационной структуры человека все виды деятельности могут быть сведены к двум фундаментальным потребностям:

-стремление к удовлетворению;

-стремление б безопасности;

Рассмотрим вкратце,как в процессе жизни у ребенка подобный тип реакции формировался .Перед угрозой наказания или лишения любви у ребенка формировали то, что в социуме считается хорошим и правильным. В случае , если биологические потребности не удовлетворяются в соответствии с одобренными социумом образцами, появляется состояние дискомфорта и неудовлетворения, а при попытке противоположного варианта поведения- состояние страха и опасности. Данное состояние отпечатывается на матрицах нервно мышечной системы и приводит к изменению последней, что в конечном итоге способствует формированию хронических деформирующих блоков/ Райх , Фильденкрайс ,Лоуэн и др. представители телесно-ориентированной школы психотерапии/.Порочный круг замыкается :состояние хронического стресса , являясь проявлением невротической структуры личности, способствует формированию определенных мышечных напряжений и дисфункций,а сами нервно-мышечные блоки способствуют деформации образа "Я".Именно поэтому , как считает автор, на первый план в суждении о человеке нужно поставить выражение его лица, мимику и язык тела.Мы говорили , что за этими двумя потребностями стоит синдром страха или удовольствия.На уровне целостного организма они проявляются определенными физиологическими реакциями: сжатие или расширение сосудов кожи, ускорение или замедление сердечного ритма, понижение или повышение кровяного давления, расширение или сужение зрачка, уменьшение или увеличение слюноотделения, паралич или расслабление мышечной мускулатуры.Данные критерии приведены в книге В.Райха "Функция оргазма".Люди организуют информацию таким образом , что наиболее значимые ее аспекты занимают центральное место,В эмоциональной жизни субъекта этой структурой является чувство , которое преобладает над всеми остальными:гнева , страха , разочарования и т.д. и выражает какую-либо актуальную потребность человека. проявляя себя в изменинях конфигурации определенных мышц, позе . жестах и т.д.То, что Адлер назвал чувством неполноценности, является проявлением оределенных фрустрационных механизмов, в конечном итоге формируя стиль жизни.Даже , если характеризовать обычную , не невротическую/,если такие в принципе имеются /, структуру личности, в мотивационный механизм входят фундаментальные т.н. базовые эмоции, эмоциональные паттерны /комбинация нескольких базовых/ и т.н. драйвы/физиологические потребности/Практически во всех психоаналитических направлениях считается основополагающим представление о том, чти идентичные факторы способствуют формированию определенного личностного типажа /оральный, шизоидный, мазохистский и т.д./, что . согласно канонам психоанализа,связано с остановкой развития /или фиксацией сексуальной энергии/ на той или иной фазе.Поскольку речь идет об эмоционально-стрессовом опыте,можно говорить об специфическом напряжении тех или иных мышечных групп. Поскольку морфологическая структура человеческого тела одинакова,это делает типажи легко узнаваемыми. Мы воспринимаем целостный образ , а вовсе не его составные части.Райх , который впервые ввел термин "биоэнергия", говорил о функционировании данной энергии в живых организмах, которая управляет им и выражается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движения органов и проявляется в привычных паттернах его реакций на различные ситуации, включая сознательные отношения, моральные ценности , этические стандарты ит.д. Каждое характерное отношение выражется в его теле в виде мышечной ригидности, или панцыря. Ригидность_ -прежде всего следствие подавления влечений в процессе эмоционально-стрессового опыта.

Заключение.

Возникает абсолютно законный вопрос : "При чем здесь аналитическая психология?".Ответ до предела прост:

- автор пользуется типологией Юнга и его структурой личности;

- собственно та идеях существования архетипов основан прогноз взаимоотношений супружеских пар,поскольку присутствующий в психологической структуре доминирующий архерит допускает возможность прогноза возникших взаимоотношений

- сам по себе термин "интуиция" достаточно неоднозначен , автор попытался представить это явление без оккультно-мистической мишуры как явление , которое можно и нужно использовать, указав реальные пути ее развития.

- методология т.н. "сканирования " психики , согласно концепции Юнга, предусматривает наличие глубинной подсознательной структуры.Мы в состоянии определить лишь сознательную структуру, которая выражается в поведении и наличии опрделенный ценностей морально-этического плана.Исходя из вышеизложенного, наиболее бессознательной частью личности является функция , противоположная наиболее сознательной.

Резюме

Целью данной работы является создание методологического подхода к психодиагностике личности по минимуму информации об объекте. Возможность подобного подхода заложена в самих психических свойствах объектов, в которых еще до опыта присутствуют в потенциальном состоянии т.н. архетипы, базовые эмоции , драйвы,что делает принципиально возможными их распознавание и идентификацию. Информацию получаем на визуальном канале как канале , имеющем максимальный информационный доступ. Распознавание объектов различной степени сложности в соответствие с некоторыми образцами является возможным благодаря процессу эмпатии. который является биологическим по своей природе и служит средством невербальной коммуникации между людьми. Поскольку в обычном состоянии восприятия мы неизбежно исключаем громадное количество информации из-под сознательного контроля и идентификации, тот факт , какие раздражители будут осознаны , зависит от личностных особенностей человека . его потребностей, общей программы жизнедеятельности, в конечном счете от установки.Кроме этого , принимается во внимание, что все мы функционируем в определенной смысловой среде. По данной причине возникает необходимость работать с феноменом психическим , данным в непосредственно- рефлексивном опыте, в отличие от феномена психологического , являющегося отражением первого в той или иной смысловой среде.Идентификация объекта - мгновенный неаналитическиа акт его распознавания.Унитарные восприятия целостны и переживаются как единое простое переживание несмотря на то , что составлены из многих элементов.К таковым , к примеру , относится архетип- психическое содержание, которое упорядочивает чувственные компоненты в архетипический образ и делает возможным его распознавание. Любая современная психоэнергетическая концепция, начиная с оккультно-мистических и кончая современными психотехнологиями, соприкасается с миром образов и символов. Любой образ представляет собой опрделенный энергетический процесс и распознается с помощью ощущений, эмоциональных реакций и биофизических изменений. Под распознаванием образа подразумевается чувственное его восприятие в непосредствено -чувственном опыте и идентификация в рамках той или иной психологической модели с последующим выведеним информациин на уровень сознания в той или иной символической форме.Если эти процессы сделать предметом постоянного внимания , мы можем выйти за пределы традицонного восприятия мира.Сама по себе технология предусматривает использование т.н.особых состояний восприятия, в этом нет ничего принципиально нового, все они достаточно давно известны из мистических , оккультных практик, современных психотехнологий.Это остановка внутреннего диалога, альфа-состояние,формирование безличностного подхода на основании философии буддизма, дезидентификация личности по системе Ассоджоли, "молитва гештальтиста" и т.д.

Рассматривая данный процесс с чисто психологических позиций, можно сказать , что предметом внимания в данном методологическом подходе являются:

1. расшырение сферы познавательной деятельности. Информация , ранее лишь частично осознаваемая, в данном случае формирует некоторый подсознательный интегрированный образ, включающий осознаваемую и неосознаваемую информацию, удобный для идентификации. Результат обработки информации выводится на корковый уровен.ь зрительного или слухового анализатора в символическом виде , удобном для дешифровки и описания.

2.умение интуитивно-целостного "схватывания" ситуации базируется на особых состояниях восприятия, а результат интерпретируется в рамках той или иной психоаналитической концепции.

3.конечный результат -.умение идентифицировать образы, основано на фиксации внимания на эмоционально-чувственных реакциях на среду с последующим процессом обработки информации.

Светлана Пискунова. тел.(044)267-12-66